Что такое креатив?
Креатив - это создание. Создание нового. Меняются социальные,
политические и экономические тенденции в обществе, изменяется общество,
изменяются рынки. Возникают новые культуры, новые социальные и
психологические модели. Креатив в широком смысле слова буквально
пронизывает все сферы нашей жизни.
Если рассмотреть потребительский рынок, то
изменение психологических моделей влияет на практику потребления,
меняет покупательские привычки людей, создает новые аудитории - и
реклама, в стремлении быть эффективной, должна уметь достучаться до
этих новых аудиторий. Для этого она должна меняться вместе с обществом,
должны создаваться новые рекламные модели, новые идеи, креатив в рекламе в глобальном смысле слова должен присутствовать всегда.
Для того чтобы говорить об эффективности
рекламы и о том, как сделать рекламу успешной, сначала следует описать
сегодняшний рынок рекламы, показать его проблемы и противоречия, и
только после этого говорить о вариантах решения проблем, достижении
результатов и эффективности или неэффективности креатива. Часто
встречающиеся проблемы можно разделить на четыре типа:
- проблемы недостаточного взаимопонимания, возникающие в процессе взаимодействия между агентством и заказчиком;
- организационная неготовность агентств не
только к устранению глубинных причин проблем заказчиков, но и к решению
поверхностных (ситуационных) проблем, в том числе и своих собственных;
- организационная и психологическая неготовность заказчиков к решению проблем;
- недостаточный профессиональный (в области рекламы, PR, имиджа) уровень образования участников рынка.
Сегодня - время пересечения наук. Недостаточно
знать только банковское дело, чтобы быть надежным банкиром,
недостаточно знать все о строительстве, чтобы быть топ-менеджером в
строительстве, недостаточно знать все о производстве молочной
продукции, чтобы быть руководителем в этой отрасли. Необходимо обладать
хорошими знаниями во многих науках - и в маркетинге, и в менеджменте, и
в финансах, и в инвестициях, чтобы быть успешным менеджером. То же
относится и к рекламе и PR. Заказчику необходимо иметь не только
базовые знания в этой области, но и иметь навыки экспертной оценки
предложений агентств, обладать знаниями по психотехнологиям создания и
коррекции имиджа, владеть техниками работы с психологией целевых
аудиторий.
Проявления вышеперечисленных проблем могут
быть различными. Часто приходится слышать от заказчиков рекламы, что
агентства их не понимают. Не менее часто - от рекламистов, - что у
заказчика внутри его фирмы нет единого понимания и подхода к рекламе,
есть множество различных мнений топ-менеджеров, каждый из которых,
будучи профессионалом в своем деле, имеет свое, отличное от других
представление о том, что нужно его фирме. Очень часто заказчики рекламы
не могут даже сформулировать техническое задание агентству, говоря, что
реклама должна понравиться им, понравиться руководству и увеличить
продажи, но конкретизировать все эти позиции не могут. Наиболее часто
встречающаяся причина появления проблем - отсутствие в начале работы
четко сформулированных критериев ее оценки или нерешенные разногласия в
этом вопросе между агентством и заказчиком.
Что же необходимо делать для того, чтобы
решить эти проблемы и достичь максимального эффекта от взаимодействия
между заказчиком и агентством, и, как следствие, достичь наибольших
результатов от рекламы? Опыт наиболее эффективных международных
агентств говорит о том, что для этого необходимы действия в следующих
направлениях.
Первое, как ни банально, - это постоянное
профессиональное обучение как специалистов агентств, так и руководства,
менеджеров и специалистов фирм-заказчиков рекламы, и второе - системный
подход (об этом чуть позднее).
Я часто слышу на переговорах и встречах, что
участники рынка понимают необходимость профессионального обучения. Но
понимать на словах недостаточно, пора переходить от формального
осознания к реальным действиям. Я имею в виду не только обучение
технологиям рекламы и создания имиджа, но и обучение технологиям
постановки общих целей и задач компаний, технологиям решения
бизнес-задач, создания команды, единому языку описания бизнес-процессов
(и рекламных, и имиджевых в том числе) для всех подразделений компании.
Наиболее эффективные агентства стремятся предоставить своим заказчикам,
кроме стандартного набора рекламных услуг, услуги и в вышеперечисленных
областях. В результате исчезают проблемы недостаточного
взаимопонимания, появляется единый язык описания, единые цели и задачи,
действия становятся взаимопонятны и взаимоприняты, повышается
эффективность взаимодействия, разрабатывается наиболее результативная
реклама.
К сожалению, на сегодняшний день в нашей
стране идея системного подхода к решению проблем не получила еще
достаточного распространения. Распространена практика решения
ситуационных, разовых проявлений проблем. Это понятно - проще и быстрее
попытаться решить одну проблему, чем построить систему. Но подобная
практика неэффективна. Восточный философ сказал: "Только думая о
будущем и не боясь сложностей на пути, который к нему ведет, мы сможем
осознать все проблемы настоящего".
Все больше и больше бизнесменов задумываются о
стратегии развития своих бизнесов, стремятся построить единую систему
зарабатывания денег (в которую входят система маркетинга, система
развития компании и достижения будущего, система, предохраняющая
компанию от кризисов, и так далее), а не ограничиваются сиюминутными
решениями. Но вернемся к креативу.
В определении эффективности креатива мы будем
исходить из идеи, что описанные коммуникативные и организационные
проблемы уже решены как заказчиком рекламы, так и агентством, и станем
рассматривать уже саму модель оценки эффективности. То есть мы
принимаем, что у агентства и заказчика есть общее понимание будущего, к
которому стремится заказчик рекламы, у заказчика внутри его компании
есть единое понимание целей, задач, возможностей и технологий рекламы,
и обе стороны стремятся к разработке наиболее эффективного креатива.
Здесь я приведу свое определение креатива (то, что мы будем понимать в
данной статье под этим термином в контексте рекламы).
Креатив (или рекламная идея) - это метафора,
формирующая убеждения целевых аудиторий в нужном направлении, близкая
по ключевым ценностям целевым аудиториям и заказчику рекламы,
сформулированная словесно и зрительно на языке, принятом в целевой аудитории.
Что в этом случае мы можем понимать под
эффективностью? Если смотреть с точки зрения бизнеса в целом, то целью
любого бизнеса является прибыль, которая возникает, если достаточное
количество представителей аудитории совершат определенные действия
(например, купят товар, воспользуются услугой, заключат договор или
что-то еще).
В этом случае цель рекламы можно описать как
такое изменение отношения целевых аудиторий к объекту рекламы, которое
с наибольшей степенью вероятности вызовет ожидаемые действия. То есть
можно определить, что целью рекламы может являться изменение отношения
и, следовательно, поведения.
Вернемся к технологии по оценке эффективности рекламы.
Для наглядности представим модель: плоскость,
на которой точкой А обозначено сегодняшнее отношение целевых аудиторий
к объекту рекламы, точкой В - желаемое отношение, которое позволит
достичь целей бизнеса заказчика (очевидно, что это - максимально
упрощенная модель и она может показать только общие тенденции).
Соответственно, на модели мы можем нарисовать наиболее короткий путь к
достижению цели (прямая линия между точками А и В). Это - некая
идеальная модель, которая практически не встречается в реальной жизни.
И конечно, если говорить об эффективности, то можно говорить, что
наиболее эффективна та реклама, которая ведет к результату путем,
наиболее близким к кратчайшему.
Как спрогнозировать результат? Как понять, что
нужно сделать, чтобы отношение менялось в нужную сторону? Для того
чтобы результат был достигнут, необходимо проводить исследование
целевых аудиторий. В данном случае я имею в виду качественное, а не
количественное (наиболее часто заказываемое) исследование. Еще в 50-х
годах ХХ века руководители одного из известнейших в те годы агентств в
Америке Траут и Райс очень точно сформулировали это: "Надо начинать не
с себя, а с образа жизни и желаний потенциальных покупателей".
Качественное исследование должно ответить на вопросы о желаниях,
ценностях, планах, мифах целевых аудиторий, о деталях мышления,
психологической схеме принятия тех или иных решений, о каналах
информации, которыми аудитории не только пользуются, но и которым
доверяют. Причем в разных случаях (в зависимости от целей и задач
заказчика) это может быть и масштабным исследованием, и маленьким, но
глубинным опросом. В редких случаях бывает достаточно получить
необходимую информацию от заказчика.
Только после этого исследования имиджмейкеры,
или пиарщики, или рекламисты (то есть специалисты, которые владеют
технологиями работы с психологией целевых аудиторий), смогут продумать
концепцию подачи рекламы, или концепцию создания имиджа, или
разработать тот уникальный креатив, который западет в сердца целевых
аудиторий и изменит отношение их представителей в нужном направлении.
Иногда такая максимально эффективная концепция или идея будет
предполагать масштабные акции, иногда - создание креатива, который
будут обсуждать и который станет заметным событием в жизни рекламного
рынка, иногда это будет концепция серии слухов, иногда будет
предполагать размещение простых рекламных объявлений, иногда - серию
PR-мероприятий. Все варианты приемлемы, если они ведут к результату.
Но идеальные ситуации бывают редко, поэтому
все предложения удобно рассматривать следующим образом (вернемся снова
к виртуальному рисунку, моделирующему процесс) - меняет ли предлагаемый
вариант отношение аудиторий в направлении результата. Конечно, это
динамическая модель, на которой мы обозначили рекламные воздействия
векторами; направление векторов зависит от нашего знания мышления
целевых аудиторий. Как оценить креатив? Есть ряд пунктов, по которым
можно проводить оценку (я предлагаю очень обобщенные описания, в
реальной профессиональной работе они значительно детализируются). Вот
некоторые из них:
- какое из предлагаемых решений может привести к результату наиболее коротким путем и с наименьшими издержками;
- нет ли негативных факторов в предлагаемом
решении, которые перечеркивают вектор движения к результату и ведут в
обратном направлении;
- нет ли слишком большого отклонения от
идеальной модели, не ведет ли это отклонение к промежуточным
результатам, из которых цель будет еще более отдаленной.
Если вы владеете деталями мышления целевых
аудиторий, то эти оценки не только возможны, но и жизненно необходимы
при планировании рекламы и оценке эффективности рекламных идей. Важно
все время помнить, что главное в любой идее - это не сама идея как
таковая с чьей-то точки зрения, а то, что она может изменить в мышлении
целевых аудиторий. Люди покупают не товары, а исполнение своих желаний,
планов, решение проблем, будущее, мечты, стиль жизни. И чем лучше мы
знаем и понимаем целевую аудиторию, тем более точно мы можем не только
создать эффективный креатив, но и тем более точно оценить его работу.
Источник: http://www.advertme.ru/creative/ |